Previous Entry Поделиться Next Entry
Тёплые ламповые стартапы, лайки френдов и распространение идей
sunset
mit_idv
Осторожно! Это очень длинный пост, состоящий из сплошного рассуждения. Если вы не готовы читать многобукв, рекомендую и не начинать, чтобы в середине не разозлиться в сердцах досадуя "когда же он перейдёт к сути?" Теперь все короткие мысли выражаются в Фейсбуке, так что ЖЖ остаётся только для длинных.

Сегодня я хочу поговорить о том, как мы относимся к распространению идей. С некоторых пор я посвятил всё своё рабочее время развитию двух с половиной программных продуктов, которые должны накормить меня и ещё несколько человек за то, что мы сделаем мир чуть-чуть удобнее, теплее и веселее. Мне всегда нравилось развивать идеи, которые мне казались классными. Иногда за это ещё и платили. Таким образом, я и стал обладателем трёх "свидетельств о регистрации программы для ЭВМ" из Роспатента и ответственности за будущее нескольких идей. В последнее время я стал не только эти идеи развивать, как я делал раньше, но и распространять их. И тут я столкнулся с тем, о чём и хочу поговорить с вами, друзья.

Первое моё наблюдение состоит в том, как друзья спрашивают о моей молодой предпринимательской деятельности. Мне неизменно задают один и тот же вопрос: "Ну как, удалось что-нибудь заработать?" Вообще-то я вращаюсь в среде людей, которых можно было бы назвать интеллектуалами. Это молодые полные сил мужчины и женщины с высшим образованием в сфере лингвистики, математики, медицины, психологии, астрофизики и инженерных дисциплин. Но спрашивают они неизменно про экономическую сторону предпринимательской деятельности, и редкие исключения, в рамках которых друзья интересуются инженерными аспектами, только подтверждают это правило.

Честно говоря, я сначала не обращал на это внимания и занудно отчитывался, как на инвестиционном комитете. Но со временем такие отчёты могут наскучить. Отшучиваясь от очередного вопроса в ту же корзину, я стал думать, а какие вопросы я бы хотел получать? Что меня вообще не устраивает в этом вопросе? Пожалуй, меня беспокоит полное стирание сути вещей, когда в предложении используется слово "предпринимательство". Сколько домов с января произвёл станок, которым управляет моё ПО? Сколько людей забронировало услуги самостоятельно через мой сайт на прошлой неделе? Из чего больше строят - из бревна или из бруса? На что больше записываются - фотографировать или репетировать? Вынужден признать, что об этом никто не спрашивает.

Когда я работал наёмным менеджером, и мы разрабатывали систему идентификации по голосу, друзья честно спрашивали: "И что, идентифицирует?" Или так: "А кого ловите?" Вопрос о монетизации этой технологии был если не последним в списке, то уж явно не первым. Но когда я объявил, что теперь занимаюсь разработкой только собственных изобретений, нанимаю сотрудников и работаю с клиентами, друзья стали фокуироваться в своих вопросах только на экономической составляющей. Почему? Возможно, слово "предпринимательство" ассоциируется в нашей культуре исключительно с извлечением прибыли, и оно заслоняет всю созидательную составляющую деятельности?

Можно выдвинуть и более банальную гипотезу. Для того, чтобы задать вопрос по сути, нужно хотя бы чуть-чуть разобраться в том, чем занимается собеседник. Финансовый же аспект универсален и не требует подготовки. С возрастом мы становимся черствее, мы больше заняты своими делами, теряем выносливость и пытливость ума. И как-то само собой светские разговоры опускаются всё ниже и ниже от звёзд, к которым мы стремились в детстве к дивану, на котором мы усталые смотрим телевизор вечером. Идеи перестают распространяться.

Второе моё наблюдение касается социальных сетей, "лайков" и "перепостов". Работая над ПоЗаписи, я выяснил, что до большинства моих пользователей можно "достучаться" через социальные сети, и конечно начал это делать. Я регулярно пишу новости про проект и очень нуждаюсь в их распространении. У меня больше 120 друзей на Фейсбуке, и ВКонтакте не меньше. Признаться, по началу я рассчитывал, что если я делюсь новостью про свой проект, друзья будут если не делать перепост новости (я могу допустить, что кто-то заботится о чистоте своей "стены"), то хотя бы нажмут "Мне нравится". Как я рассуждал: "Вот мой друг рассказывает о своём проекте, у него какое-то достижение, новость или просто шутка. Мне это нравится!" Всем известно, что социальные сети фильтруют новости в лентах друзей, опираясь на количество "лайков", и каждое нажатие "Мне нравится" помогает распространению новости, а значит потенциальному достижению ей адресата, в данном случае потенциального пользователя моей системы. 100 или даже 50 отметок "Мне нравится" быстро выводят новость на первый план и дальше можно рассчитывать на её попадание в цель, уже к незнакомому человеку.

Но, конечно, теперь я знаю, что почти никто и никогда не нажимает "Мне нравится" на новостях друзей. Мои "корпоративные" публикации про проект удостаиваются, как и все остальные, 3-5 "лайков". По мере того, как незнакомые люди подписываются на наши новости, это число прирастает их отметками, но люди, которых я знаю в реальной жизни, всё так же холодны.

Если история про "светские" вопросы легко поддаётся тому или иному объяснению, то тема "лайков" пока что не раскрыта. То ли друзья не понимают значимости этого простого действия для молодого проекта, то ли считают зазорным "проголосовать" за публикацию в "корпоративном" блоге соседского стартапа - это пока что мне не известно. Но факт остаётся фактом - даже если написать "требуется максимальный перепост", как я сделал сегодня в опросе на тему бронирования переговорок, получаешь 3 проголосовавших за день. Не очень-то много, учитывая, что мы делаем продукт, только улучшающий жизнь, казалось бы абсолютно беспроигрышный в морально-этическом плане. Может быть, наоборот, если бы мы создавали систему, распространяющую наркоту в школах, или творящую какое-то другое абсолютное зло, - это привлекало бы внимание друзей? А может быть, друзья и не видят моих публикаций за счёт фильтрации, и я зря рассуждаю?

Зато мы видим фотожабы с котиками, набирающие сотни "лайков" в день. Иногда мне кажется, что трафик ВКонтакта на 99% состоит из шуточных картинок, под которыми ну совершено каждый всегда и без стеснения нажимает "Мне нравится". У Фейсбука другая направленность - сотни "лайков" там набирают сообщения о глупости чиновников, несовершенстве государственного и корпоративного управления, нерадивости коллег. Конечно, трудно конкурировать с котиками в мимимишечности и с государственным управлением в несовершенстве, но как же идеи? Распространение идеи "у нас всё плохо" не ведёт непосредственно к улучшению ситуации. Для улучшения надо ещё распространить идею о том, как сделать хорошо. А с этим, кажется, всё намного сложнее.

Спасибо тебе друг, дочитавший до этого места! Именно на тебя я и рассчитываю. Что же я хотел сказать? Я хотел сказать, что идеи требуют распространения. Наше общество тяжело больно неверием в добро, разумность и распространение хороших идей. Первая реакция на прочтение отзывов о нашей системе, которые я собрал с пользователей: "Какая джинса, кто это писал?" Это писали сами пользователи. И это нормально. И до тех пор, пока мы считаем, что восторженный отзыв может быть написан только усталым циничным пиарщиком, мы не пустим восторг в свою жизнь. Идеи нуждаются в распространении! Не только специально нанятыми холодными телефонистками из маленького городка, где усталые циничные пиарщики построили контакт-центр для телефонного спама, а тёплыми друзьями, которым просто нравится идея.

  • 1
(Анонимно)
Твои идеи сам и распостраняй. Это грубая формулировка звучала в моих ушах много раз. Да никто не лайкает. Да ваших и моих друзей не интересуют ваши и мои потребности в распространении вашей и моей идеи если их эта идея не заводит. Ваша идея вашим друзьям глубоко не интересна. И поддерживать то что им не интересно они не будут и мои не стали. За это вообще то платят деньги реклама. Теперь я это знаю. Друзьям платить не станешь но и делать они ничегоне станут. Хотите чтоб они распространила ваши идеи найдите способ из вовлечения в процесс.

Кто вы, анонимный друг? Вижу, вы пострадали от описанного эффекта больше моего :) Дайте посмотреть на ваши идеи! :)

Идеи нуждаются в распространении ровно так же, как люди нуждаются в деньгах. Но это же повод отдавать свои деньги первым встречным, так?

Лёха, я рассчитывал, что ты прокомментируешь мой пост! Но, признаться, я не понял твоего комментария. Я же рассуждаю не про "первых встречных", а про друзей. Как ведут себя "первые встречные" я тут обсуждать не собирался, это тема для другого исследования.

Если проследовать по твоей аналогии, то я много раз одалживал друзьям деньги, когда они в этом нуждались, и ещё больше раз занимал у друзей деньги, когда в них нуждался я. И всегда отдавал с искренней благодарностью. Я вообще не знаю, где бы я сейчас был, если бы не несколько случаев помощи друзей.

Мой комментарий как раз о том, что "нужду", если о ней не заявлено явно, каждый определяет сам для себя.

Если в посте моего друга написано "максимальный перепост, пожалуйста!" -- я скорее всего сделаю то, что просят. Если же не написано -- я буду оценивать этот пост, как кандидата на перепост и лайк, на общих основаниях. Как на общих основаниях я решаю, дать ли мне денег первому встречному на улице (даже если этот встреченный -- мой друг).

И тут уже вопрос к тебе: ты постишь идеи, я посчу котиков и няшки. При этом ты взываешь к максимальному лайканию твоих идей, но почему-то сам не поступаешь подобным же образом, лайкая всех моих котиков и няшек. Чем это объясняется?

Попробую что-нибудь сформулировать...
По первому пункту. Говорю, естественно, только про себя.
Да, я действительно в первую очередь задаю вопрос "Удалось ли что-нибудь заработать?". Но меня при этом твое финансовое благосостояние не волнует. Все-таки экономическая составляющая – достаточно объективное мерило того, что хорошую идею удалось реализовать. А предпринимательский скилл – это то, чего обычно нет у мужчин и женщин с высшим образованием в области лингвистики, астрофизики и инженерных дисциплин. Эти интеллектуалы способны придумать хорошую идею. Они способны проработать ее технические детали. Но сделать из этого бизнес – это совсем другая история.

Причем удалось или нет заработать – означает жизнь или смерть этой идеи. Может быть идея очень хорошая в смысле ее социальной полезности. Например, много народу пользуется твоим сервисом и счастливы от этого. Это само по себе действительно очень здорово. Но нужно как-то продолжать поддерживать этот сервис. Если денег это не приносит, то мне кажется, что сервис-таки загнется, ибо поддерживать его забесплатно никто не будет.
Т.е. для меня "удалось заработать" означает, что ты за эти деньги готов поддерживать этот свой сервис в течение продолжительного времени. Если тебе при этом не хватает на Феррари... это уже другой вопрос :) Вероятно он должен звучать "Удалось ли разбогатеть".

По второму пункту.
Давай уточним. Кнопка "Like" означает "Мне нравится". А еще, нажатие на эту кнопку в качестве side-effect'a приводит к тому, что молодому проекту становится чуть-чуть лучше. Но на ней не написано "Нажми-сюда-чтобы-поддержать-молодой-проект".
Стало быть, человек нажимает на эту кнопку:
а) если ему нравится то, что написано/запощено/выложено;
б) если ему не нравится, но он включил голову и подумал, что помочь молодому проекту вообще-то можно.

Априори ожидать, что все включат голову и вспомнят, что надо бы помогать молодому проекту... наверное не стоит.
Тот же Келби совершенно не гнушается регулярно вслух и в письменном виде просить всех рассказать своим друзьям о KelbyTraining и Ко.

Осталось разобраться с "мне нравится".
Так вот лично мне – не нравится. Мне кажется, что сайт выглядит ужасно. И не прогрессирует на этом поле. Может быть для успеха этого бизнеса это не важно... и скоро там будут миллионы пользователей... но я все равно не начну давить кнопку "Мне нравится" в ее исходном смысле.

Роман, а в жж есть кнопка "лайк"?

И еще, раз уж я брожу по сайту...
Какова вероятность, что пользователю понадобится записываться на услуги в другом городе?
Зачем когда я нажимаю на кнопку "Записаться онлайн" мне показывают карту Евразии на весь экран?

обязуюсь впредь ставить больше лайков )) правда, если честно, я хотя и понимаю твои чувства, но, мне кажется, не стоит слишком полагаться на друзей в продвижении бизнеса... люди часто с недоверием воспринимают предпринимательские идеи друзей и знакомых, боятся каких-то обязательств... для тебя, наверно, сравнение будет неактуальным, но многим женщинам известно такое явление, как подруга, продающая Avon или Oriflame, и приятного в этом мало :)

А меня вообще все эти лайки раздражают, я их никогда не жму. Вносить свою долю в прогрессирующее захламление мира...

Митя, выскажу сначала свои мысли по первому наблюдению, хотя она достаточно универсальна:
каждый человек задает тебе вопрос в меру того понимания, чем отличаешься ты от него, а если еще точнее, то о том, что беспокоит его, и для чего, как он думает, может быть у тебя есть полезная для него информация. Вот мне не интересно сколько ты зарабатываешь - я сам об этом сделаю вывод через 3-4 вопроса о том, что мне действительно было бы интересно спросить: где берете специалистов? какие планы на развитие продукта и экспансию? и :) когда в отпуск? (собственно, после второго вопроса я бы про финансы все понимал больше, чем ты бы готов был рассказать). И да, кстати, про "мерило" я тут с Ромкой точно не соглашусь - деньги бывают разные и успехи бывают разные.

По второму наблюдению:
для меня сначала это было тоже большим вопросом - среди которых например, почему вот Митя не залайкал мой проект, который он же сам держал в руках еще в зародыше?? - но потом я подумал и понял простую вещь: лайки они же воспринимаются людьми в первую очередь как и любое их другое внешнее действие - высказаться о чем-то в беседе, рассказать о чем-то в компании, пощеголять в чем-то новом на бульваре или автотрассе. То есть человек в первую очередь думает как он будет выглядеть при этом: "как же это не расшарить фотографию <жертва-пострадавший>? подумают, что я за существующую власть и пилю", "как же это не лайкнуть фотографию новорожденного знакомого - подумают, что я черствый", "опасно лайкнуть проект без понятного успеха, а вдруг они подумают, что это не серьезно для меня, топ-менеджера" и т.д. С котиками чуть проще - они однозначные: нравятся всем и тут только вопрос в том - по статусу ли тебе их репостить или нет.
Я, кстати, в отличие от Леши, если вижу в тексте "максимальный репост" и пр., то в 10 раз дольше думаю о том, репостить или нет.

Но, Митя, думаю тебе стоит серьезно подумать о первом комменте - через знакомых, которые по большей части с тобой находятся в одном бабле (уж точно половина, если у тебя их 120) ты не достигнешь какого-то охвата достойного затраченным усилиям. Правило 5% никто не отменял и за пределом бабла пост увидят всего пара человек, количество которых при этом почти не увеличивается - для деталей ты всегда можешь глянуть тех.информацию в статистике своей группы.

И еще: среди друзей гораздо лучше идут вещи, связанные с чем-то внутренним, то есть дать денег в долг тебе дадут гораздо проще, чем рассказать о том, что тебе нужны деньги в долг.

по первому пункту я наверное мог бы говорить часами, но в общем, не внутреннюю же кухню выспрашивать, не все же спецы.

а по второму - скажу проще - я частенько тебя, например, репощу, но когда вижу, что пост интересен еще и моим друзьям, а не просто репост тебе полезен. то есть если будешь заниматься бизнесом похоронного бюро, я при всем уважении информационно поддерживать не буду - все таки это фейсбук, а не социальная сеть рекомендаций. полагаю, что это удерживает многих.

Боже, как приятно не быть представителем интеллегентной профессии! Мне-то можно задать вопрос про экономическую составляющую?

Если честно, то тот редкий случай, когда я согласна и с Ромкой, и со Штукой и даже с Янисом.

Чтобы залайкать пост, или уж тем более перепостить
- он должен нравится мне
- он интересен моим друзьям в фесбуке

Ты бы провел фокус группу среди друзей, собрал бы идеи, занялся краудсорсингом. Понятно, что тебе будет казаться, что все ужасно неконструктивны и сами ничего сделать не могут, но вдруг предложат что-то интересное.

Наверное, после твоего призыва я буду, наверное, лайкать твои посты чаще. Но вообще, если ты на нас так рассчитывал, лучше было бы попросить нас об этом заранее. Потому что это не первая мысль, которая всем нам приходит в голову.

Ну и да, про экономическую составляющую я тебя спрашивать не буду, конечно. Но и понять, почему спрашивают про экономическую составляющую я тоже могу. Например, в долонение к твоей и ромкиной версии, могу предложить более человеколюбивую - многих хочется начать свой бизнес, но страшно, в том числе и по экономическим причинам. Задавая вопрос тебе люди ищут аргументы за или против.

Мить, меня, например, гораздо больше с самого начала привлекает твой проект разбревновка, чем позаписи. И нравиться именно сама нестандартность идеи. Ведб позаписи напрашивался и здорово, что ты его реализовал, а вот разбревноска нет, тем она для меня ценнее. Может быть потому что уже много лет ремонтирую потихоньку свой деревенский дом :-). При этом понятно, что позаписи более грандиозный проект, и будь там какие-то места в которые я хожу, я бы им пользовался. И тут меня как раз интересует, не сколько пользователей у вас, а сколько мест вы обслуживаете. Везде, где я бываю, и где может потребоваться электронная запись, а пользуются чем-то другим, я спрашиваю, не хотели бы они воспользоваться твоим сервисом, пытаюсь их заинтересовать, но, к сожалению, ни разу не удалось это сделать. Тем и интереснее, сколько раз тебе удалось.
Как мне кажется, ты не прав, что по количеству лайков и перепостов в фейсбуке твоих посты про позаписи ты меряешь степень заинтересованности твоих друзей твоим начинанием и степень попыток распространить его влияние. Ведь, как правильно заметил Вадик, мы с тобой находимся в одном сетевом узле и сторонних друзей помимо соместных у нас не так уж и много.

  • 1
?

Log in